(495) 699-17-43
(495) 699-89-66
www.dgbiz.ru





Законодательство
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ

Привлечение иностранных инвестиций в экономику России приобретает особую актуальность в современных условиях, которые характеризуются либерализацией внешнеэкономических связей и повышением значимости межгосударственного сотрудничества.

Этот процесс расширяет возможности для развития отечественного бизнеса, способствует укреплению положения России на международном рынке.

Как и любое государство, заинтересованное в привлечении иностранных капиталовложений в национальную экономику, Россия стремится создать наиболее благоприятные условия для осуществления инвестиционной деятельности, в силу чего значительные усилия направляются на совершенствование национального законодательства, занимающего главенствующую роль в регулировании инвестиционных отношений, устанавливающего правила допуска иностранного инвестора в национальную экономику, организационно-правовые формы осуществления инвестиций.

Предлагаемое читателям издание посвящено наиболее значимым моментам в механизме правового регулирования иностранных инвестиций.

В начальных главах дано общее представление о процессе инвестирования. Без определения сущности понятия "иностранные инвестиции" затруднительно исследовать столь многогранный процесс, поэтому большое внимание уделено рассмотрению форм и способов инвестирования, а также гарантий, предоставляемых государством иностранным инвесторам.

В настоящее время Россия является участницей значительного количества международных договоров и соглашений, затрагивающих интересы инвесторов, в свете чего особое место в книге занимает анализ международной правовой базы, оказывающей непосредственное влияние на инвестиционный климат страны, основополагающих принципов, сформулированных в различных конвенциях и соглашениях.

Основная часть книги посвящена конкретным способам инвестирования в экономику. Подробно рассмотрены такие переставшие в последнее время быть редкостью, более того - получающие все большее распространение способы инвестирования, как покупка действующего бизнеса, создание филиалов и компаний с иностранным участием, инвестирование в развивающийся российский фондовый рынок, капиталовложение в объекты недвижимости. Проанализированы как положительные стороны каждого из способов, так и негативные факторы, с которыми могут сталкиваться иностранные инвесторы в процессе реализации того или иного проекта.

Немалый интерес читателя может вызвать анализ потенциальных рисков инвесторов, что имеет большое прикладное значение для компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность на российском рынке. Это коррупция и всевозможные административные барьеры, ограничения, вводимые для иностранных инвесторов, иные факторы, способные негативно сказаться на инвестиционной привлекательности. Автор постарался сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах существующей проблемы.

Помимо этого, немаловажное практическое значение может иметь представленный автором обобщенный анализ наиболее интересных решений арбитражных судов РФ по делам с участием иностранных компаний.

При подготовке данного исследования была проведена обширная работа по изучению многочисленных статистических данных, касающихся тенденций и перспектив привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, изучены наиболее значимые инвестиционные проекты, перспективы совершенствования правовой базы РФ в области инвестирования, что нашло свое отражение в виде конкретных примеров инвестирования, приведенных в статьях, а также экспертных мнениях отдельных руководителей предприятий и государственных органов.

Материалы, представленные в книге, содержат большое количество схематических изображений, отражающих основные моменты рассматриваемых тем.

В приложении сделана подборка основополагающих нормативно-правовых актов, составляющих основу правового регулирования иностранных инвестиций, а также представлены данные Федеральной службы государственной статистики об объемах и структуре инвестиций за 2006 год, что также может быть полезным в практическом аспекте.

Автор представленного исследования - генеральный директор компании Пушкин Андрей Владимирович выражает благодарность коллективу юристов Консалтинговой компании "Tenzor Consulting Group": Кулькову Антону Андреевичу, Ширченко Екатерине Федосеевне, Фирсовой Марине Валериевне, Бороноевой Марине Степановне, Горбатовскому Руслану Алексеевичу - за помощь в написании книги.

Представленный материал будет интересен для широкого круга читателей и полезен с практической точки зрения для лиц, занимающихся вопросами инвестирования в российскую экономику.

Глава 1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Международное движение долгосрочных капиталов развивается в различных формах с участием экономических субъектов различных стран. Интенсификация потоков капитала между странами и регионами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономику практически всех стран. Россия в этом смысле не является исключением. Обширный рынок сбыта продукции, относительно дешевая рабочая сила, неразвитость целых отраслей экономики и многое другое способствуют привлечению внимания со стороны иностранных инвесторов к российской экономике.

Горяев Тимур Рафкатович, генеральный директор ОАО "Концерн "Калина": "Иностранные инвестиции (особенно это относится к российскому производству) в любом случае благо для экономики. Этот процесс делает ее более открытой. Конечно, сейчас этот процесс очень непривычен для российского менеджмента, возникает масса моментов, с которыми не сталкивались даже самые опытные руководители. Но это должно стать скорее стимулом к адаптации к новым условиям деятельности, чем преградой для такого рода сотрудничества.

В любом случае необходимо стремиться к увеличению объемов привлекаемых инвестиций и обращать особое внимание на создание инвестиционно привлекательного климата".

В самом общем плане понятие "инвестиция" означает долгосрочное вложение капитала, денежных средств в какие-либо предприятия, организации, долгосрочные проекты и т.д. с целью извлечения прибыли. Очень часто инвестиции отождествляются с капиталовложениями. Однако некоторые авторы, ссылаясь на западную литературу, считают инвестиции более широким понятием, чем капиталовложения, поскольку инвестиции охватывают как реальные инвестиции (собственно капиталовложения), так и портфельные (или финансовые) инвестиции.

К капиталовложениям относятся вложения в основной и оборотный капитал, затраты на капитальный ремонт, на приобретение земельных участков и объектов природопользования, а также вложения в нематериальные активы (патенты, лицензии, программную продукцию НИОКР и т.д.)

К финансовым инвестициям относятся долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты, финансовые вложения хозяйствующих субъектов и приобретение ценных бумаг и т.д.

Согласно ст. 2 ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ" от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ (далее - Закон) под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

По российскому законодательству (ст. 128 Гражданского кодекса РФ) к объектам гражданских прав, которые могут служить объектами капиталовложений, относятся:

- вещи;

- иное имущество (в том числе имущественные права);

- результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

- работы и услуги;

- нематериальные блага;

- информация.

Даваемые в законодательных актах разных стран определения и перечни иностранных (зарубежных) инвестиций обычно являются не исчерпывающими, а примерными, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор может вкладывать в экономику принимающей стороны.

В соответствии со статьей 2 Закона иностранным инвестором признается:

а) иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

б) иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

в) иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

г) лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

д) международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

В основной перечень объектов иностранных инвестиций входят:

- недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, денежные средства и вклады;

- ценные бумаги (акции, облигации, вклады, паи и др.);

- имущественные права;

- права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную собственность;

- права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора.

Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным критериям, основные из которых представлены ниже.

1. По отношению к отдельным странам:

иностранные - вложения иностранных капиталов в экономику данной страны;

зарубежные - вложения капиталов местных экономических субъектов за рубежом.

2. По источникам происхождения и форме собственности:

частные инвестиции - инвестиции, которые осуществляют частные экономические субъекты (частные предприятия, банки, отдельные граждане и т.д.) одной страны в экономику другой. Современные инвестиционные связи и потоки настолько сложны и многообразны, что нередко потоки государственных и частных инвестиций тесно переплетаются между собой;

государственные инвестиции - это займы и кредиты, которые одно государство или группа государств (например, Организация экономического сотрудничества и развития) предоставляют другим государствам. К ним относятся также государственное участие в каптале смешанных предприятий, а также инвестиции государственных предприятий.

3. По степени контроля над предприятиями и другими экономическими субъектами:

прямой инвестицией согласно статье 2 Закона является:

а) приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

б) вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;

в) осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.

Международный валютный фонд (МВФ) дает следующее определение: "Прямые инвестиции - инвестиции, осуществляемые для участия в прибылях предприятия, действующего на иностранной территории, причем целью инвестора является право непосредственного участия в управлении предприятием".

Основными способами осуществления прямых инвестиций являются:

- создание за границей собственного филиала или предприятия, находящегося в полной (100-процентной) собственности инвестора (инвестирование с нуля);

- приобретение или поглощение зарубежных предприятий;

- финансирование деятельности зарубежных филиалов, в том числе за счет внутрикорпорационных займов и кредитов, предоставляемых материнской компанией своему зарубежному филиалу;

- приобретение прав пользования землей (включая аренду), природными ресурсами и иных имущественных прав;

- предоставление прав на использование определенных технологий, ноу-хау и др.;

- приобретение акций или паев в уставном капитале иностранной компании, обеспечивающих инвестору право контроля за деятельностью предприятия;

- реинвестирование прибыли, полученной инвестором, в стране размещения филиала или совместного предприятия.

Прямые инвестиции в Россию выросли в первом полугодии 2007 г. на 44 процента, что составляет 26 млрд. долларов, в первом полугодии прошлого года эта цифра равнялась 19 млрд. долларов. Инвесторами в основном являются производители потребительских товаров, финансовые организации, автопроизводители, фирмы, оказывающие профессиональные услуги, производители продуктов питания.

Портфельные инвестиции представляют собой вложения иностранных инвесторов в приобретение акций или паев в уставном капитале компаний, не дающие права контролировать управление и влиять на коммерческую деятельность организации; а также в другие ценные бумаги принимающих государств - облигации, государственные долговые обязательства и т.д.

Участие в уставном капитале, не дающее права контроля, иногда называют миноритарным. Его доля должна быть ниже предела, установленного для прямых инвестиций. В России такой предел составляет 10%.

В последние годы иностранный инвестор мог вложить средства в следующие рублевые активы, которые входят в состав портфельных инвестиций:

- акции российских компаний;

- акции коммерческих банков;

- государственные краткосрочные облигации (печально известные ГКО);

- долгосрочные облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

- облигации местных органов власти;

- банковские депозиты в рублях.

Прямые инвестиции отличаются от портфельных следующими чертами:

1) они, как правило, имеют более долгосрочный и стабильный характер;

2) сумма этих вложений обычно выше;

3) инвестор подвергается более высокой степени долгосрочного риска;

4) они дают инвестору право контролировать или участвовать в управлении объектом инвестирования.

4. По характеру использования:

предпринимательские - вкладываемые в производство с целью получения прибыли;

ссудные - предоставляемые в форме займов и кредитов с целью получения процентного дохода.

5. По способу учета:

текущие потоки инвестиций - инвестиции, осуществляемые в течение года;

накопленные инвестиции - объем инвестиций за весь период их осуществления.

┌──────────────────────────┐

│ Классификация инвестиций │

└──┬───────────────────────┘

│

│ ┌──────────────────────────────┐

├────────────────┤ По отношению к странам │

│ └─────────────────┬────────────┘

│ ┌─────────────────────┐ │ ┌─────────────────┐

│ │ Иностранные ├────┴─────┤ Зарубежные │

│ └─────────────────────┘ └─────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐

├─────────────────┤ По источникам происхождения │

│ │ и формам собственности │

│ └────────────────┬────────────┘

│ ┌─────────────────────┐ │ ┌─────────────────┐

│ │ Частные ├────┴─────┤ Государственные │

│ └─────────────────────┘ └─────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐

├─────────────────┤ По степени контроля │

│ └────────────────┬────────────┘

│ ┌─────────────────────┐ │ ┌─────────────────┐

│ │ Прямые ├────┴─────┤ Портфельные │

│ └─────────────────────┘ └─────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐

├─────────────────┤ По характеру использования │

│ └────────────────┬────────────┘

│ ┌─────────────────────┐ │ ┌─────────────────┐

│ │ Предпринимательские ├────┴─────┤ Ссудные │

│ └─────────────────────┘ └─────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐

└─────────────────┤ По способу учета │

└────────────────┬────────────┘

┌─────────────────────┐ │ ┌─────────────────┐

│ Текущие ├────┴─────┤ Накопленные │

└─────────────────────┘ └─────────────────┘

Глава 2. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В РОССИИ

Иностранные инвестиции пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается законодательством РФ и международными договорами, действующими на территории России (статья 5 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации").

Условия осуществления иностранных инвестиций и правовой режим деятельности иностранных инвесторов не могут быть менее благоприятными, чем условия осуществления инвестиций и режим деятельности российских инвесторов, кроме изъятий, которые устанавливаются федеральными законами. По сути, иностранным инвесторам в России предоставляется аналогичный отечественным предприятиям правовой режим.

По отдельным моментам иностранные инвестиции являются даже более защищенными, чем отечественные капиталовложения. К иностранным инвестициям может применяться так называемая "дедушкина" (стабилизационная) оговорка - то есть применение нормативного акта, действующего на момент начала финансирования проекта, в течение определенного периода времени, в случае принятия нового нормативного акта, ухудшающего положение иностранного инвестора.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 2 ГК РФ). Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (в соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред возмещается за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования). Ответственность наступает при наличии вины причинителя вреда. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (статья 27 АПК РФ). Таким образом, предприятия с иностранными инвестициями являются участниками арбитражного процесса независимо от того, имеется ли соглашение о передаче спора на рассмотрение в арбитражный суд.

Законом об иностранных инвестициях предусмотрены следующие гарантии для иностранных инвесторов:

1. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации.

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статья 6 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации").

2. Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу.

Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (глава 24 ГК РФ).

Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона (статья 382 ГК РФ).

Если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории Российской Федерации, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в Российской Федерации такой переход прав (уступка требования) признается правомерным.

3. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статья 8 Закона об иностранных инвестициях).

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 статьи 35 Конституции РФ).

При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция) (статья 242 ГК РФ).

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки. Споры о возмещении убытков разрешаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде) (статья 10 Закона об иностранных инвестициях).

В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом (ст. 306 ГК РФ).

4. Гарантия от неблагоприятного для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями изменения законодательства Российской Федерации.

При неблагоприятном изменении российского законодательства гарантируется стабильность условий реализации инвестиционных проектов в отношении:

1) иностранных инвесторов (коммерческих организаций с иностранными инвестициями, независимо от размера доли или вклада иностранных инвесторов в их уставный или складочный капитал), осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты;

2) коммерческих организаций с иностранными инвестициями с долей или вкладом иностранного инвестора в уставный или складочный капитал свыше 25 процентов, осуществляющих любые инвестиционные проекты.

Гарантия стабильности условий реализации инвестиционного проекта заключается в том, что в течение срока окупаемости (но не более семи лет) не применяется новое или изменяемое российское законодательство, устанавливающее режим запретов и ограничений для предпринимательской деятельности иностранных инвесторов или приводящее к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора (коммерческой организации с иностранными инвестициями) по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом запретов и ограничений, действовавших на день начала финансирования инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций. Правительство Российской Федерации при этом наделяется следующими полномочиями:

- дифференцировать сроки окупаемости инвестиционных проектов;

- продлевать срок окупаемости свыше семи лет, если суммарный объем инвестиций при реализации приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания необходимой инфраструктуры (транспорт, связь и т.д.) составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в инвалюте на день вступления закона в силу);

- устанавливать критерии оценки изменения в неблагоприятном для иностранного инвестора (коммерческой организации с иностранными инвестициями) отношении российского законодательства о взимании таможенных пошлин, федеральных налогов, взносов в государственные внебюджетные фонды и режима запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций в России;

- утверждать порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов;

- контролировать осуществление обязательств по реализации инвестиционных проектов в сроки их окупаемости.

В случае неисполнения иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями обязательств по реализации инвестиционного проекта они лишаются льгот, предоставленных им в соответствии с настоящей статьей. Сумма денежных средств, не уплаченных в результате предоставления указанных льгот, подлежит возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 9 Закона об иностранных инвестициях).

5. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором.

Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде) (статья 10 Закона).

О практике разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, см. информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 января 2001 г. N 58.

6. Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм.

В соответствии со статьей 11 Закона об иностранных инвестициях иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования с соблюдением положений пункта 2 статьи 4 Закона или для иных не противоречащих законодательству Российской Федерации целей и на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе:

- доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов;

- денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории Российской Федерации, по договорам и иным сделкам;

- денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

- компенсаций при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями.

7. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции.

Иностранный инвестор, который первоначально ввез на территорию Российской Федерации имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз указанных имущества и информации за пределы Российской Федерации (статья 12 Закона).

8. Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг.

Статья 13 Закона предусматривает для иностранного инвестора возможность приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций, а также государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

9. Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации.

Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 14 Закона).

10. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Приобретение иностранным инвестором права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Право аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 15 Закона).

11. Льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей.

Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 16 Закона).

12. Льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств (статья 17 Закона).

┌─────────────────────────────────────┐

│ Гарантии для иностранных инвесторов │

└───┬─────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────┐

├───────┤Гарантия использования различных форм осуществления │

│ │инвестиций на территории РФ │

│ └────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────┐

├───────┤Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного│

│ │инвестора другому лицу │

│ └────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────┐

├───────┤Гарантия компенсации при национализации и реквизиции│

│ │имущества │

│ └────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────┐

├───────┤Гарантия от неблагоприятного изменения │

│ │законодательства РФ │

│ └────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────┐

├───────┤Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора │

│ └────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────┐

│ │Гарантия использования на территории РФ и перевода │

├───────┤за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно │

│ │полученных денежных сумм │

│ └────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────┐

│ │Гарантия права на беспрепятственный вывоз за пределы│

└───────┤РФ имущества и информации, которые были первоначаль-│

│но ввезены на территорию РФ в качестве иностранной │

│инвестиции │

└────────────────────────────────────────────────────┘

Глава 3. ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА

Правовые режимы допуска инвестиций

и статуса иностранных инвесторов

С точки зрения права инвестиционный климат государства характеризуется прежде всего правовым режимом деятельности иностранных инвесторов, установленным национальным законодательством, а также международными договорами и соглашениями, в которых участвует государство.

Правовой режим - это совокупность правил, регулирующих ту или иную сферу деятельности.

В практике правового регулирования иностранных инвестиций выделяют два основных типа правовых режимов: абсолютные и относительные.

Сущность абсолютных режимов заключается в том, что зарубежным капиталовложениям предоставляется полная правовая защита и гарантируется отсутствие каких бы то ни было дискриминирующих условий по отношению к иностранным инвесторам, а также справедливое и равноправное обращение в рамках принципов международного права. Абсолютный режим представляет собой минимальный международный стандарт, действующий в сфере правового регулирования иностранных инвестиций, который включает в себя обязанность государства - реципиента капитала защищать иностранную собственность, обеспечивать "справедливый и равноправный режим" иностранным инвестициям и не принимать дискриминационных мер в отношении зарубежных капиталовложений. Определенным недостатком данного режима является абстрактность его содержания, что не позволяет в должной мере обеспечить интересы иностранных инвесторов.

Относительные режимы предусматривают предоставление иностранным инвесторам гарантий того, что условия их деятельности не будут отличаться от условий деятельности других групп инвесторов - отечественных или инвесторов из третьих государств.

Наиболее часто используется классификация относительных правовых режимов иностранных инвестиций по способу определения правового статуса иностранных инвесторов.

В соответствии с данной классификацией выделяют следующие виды правовых режимов:

┌──────────────────────────────────────────────┐

│ Основные виды режимов иностранных инвестиций │

└───────────────────────┬──────────────────────┘

│

┌─────────────────────┐ │ ┌────────────────────┐

│режим наибольшего │ │ │ │

│благоприятствования ├──────────┼──────────┤ национальный │

│(Most favored nation │ │ │ режим │

│treatment), РНБ │ │ │ │

└─────────────────────┘ │ └────────────────────┘

┌─────────────────────┐ │ ┌────────────────────┐

│ режим допуска ├──────────┴──────────┤ режим деятельности │

└─────────────────────┘ └────────────────────┘

Режим наибольшего благоприятствования устанавливается путем заключения двусторонних или многосторонних международных соглашений и состоит в том, что каждое из договаривающихся государств предоставляет инвесторам другого государства режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый им инвесторам из любого третьего государства.

Иными словами, если государство A предоставляет инвесторам из государства B режим наибольшего благоприятствования, это означает, что в случае заключения государством A договора о предоставлении льготных условий инвесторам из государства C, такие же льготы будут распространять свое действие и на инвесторов из государства B.

В свою очередь, выделяют несколько разновидностей режима наибольшего благоприятствования:

1) частичное наибольшее благоприятствование: основывается на принципе недискриминационного отношения к иностранным инвесторам, то есть государство обязуется не применять к иностранным инвесторам дискриминационных мер, ставящих их в неравное положение по сравнению с инвесторами третьих государств;

2) полное наибольшее благоприятствование: предусматривает распространение на иностранных инвесторов льгот, которые предоставляются или будут предоставлены в будущем инвесторам из третьих государств;

3) возмездное наибольшее благоприятствование: каждое из договаривающихся государств обязуется предоставить инвесторам режим наибольшего благоприятствования на взаимной основе, при этом речь идет об относительной, а не абсолютной взаимности, то есть если государство A предоставляет режим наибольшего благоприятствования инвесторам государства B на взаимной основе, это означает, что льготы, предоставляемые государством A инвесторам из государства C, распространяются на инвесторов из государства B, и в свою очередь, льготы, предоставляемые государством B инвесторам из государства D, распространяются на инвесторов из государства A, однако это не значит, что государство B будет предоставлять инвесторам из государства A те же льготы, которые последнее предоставляет инвесторам из государства C;

4) абсолютное наибольшее благоприятствование: режим наибольшего благоприятствования предоставляется без условия о взаимности, чаще всего такой режим используется в отношении развивающихся стран.

Используя режим наибольшего благоприятствования, государства стремятся не допустить дискриминации своих инвесторов и создать для них условия, при которых они могли бы осуществлять свою деятельность, пользуясь теми же преимуществами, что и инвесторы из других государств.

Наилучшего эффекта установление режима РНБ достигает, когда создается система соответствующих двусторонних договоров либо заключается многостороннее соглашение, в котором участвует большая группа стран и возникает регион, в котором действуют единые правила деятельности иностранных инвесторов. Национальный режим может устанавливаться как международными договорами и соглашениями, так и внутренним законодательством государства. Суть национального режима состоит в том, что деятельность иностранных инвесторов осуществляется на тех же условиях, что и инвестиционная деятельность национальных юридических и физических лиц. В этом случае для иностранных инвесторов создаются условия, исключающие их дискриминацию не только по отношению к инвесторам из других государств, но и по отношению к инвесторам местного происхождения.

В различных государствах используются различные подходы к определению правового режима иностранных инвестиций в национальном законодательстве. В некоторых странах отсутствуют специальные законы, регламентирующие деятельность иностранных инвесторов на их территории, в таких государствах в отношении иностранных инвесторов применяются положения местного законодательства, регулирующие ту или иную сферу деятельности, в которых в случае необходимости устанавливаются специальные нормы, действующие в отношении иностранцев. В других государствах принимаются специальные кодексы или законы, регламентирующие правила, действующие в области иностранных инвестиций.

Очевидно, что любое государство будет заинтересовано не только в равноправном положении своих инвесторов по сравнению с инвесторами из других государств, но и в создании для них условий, не ухудшающих их положение по сравнению с местными предприятиями. В связи с этим чаще всего предоставление режима наибольшего благоприятствования сочетается с установлением национального режима для иностранных инвесторов.

Кроме вышеприведенной классификации существует также подразделение правовых режимов иностранных инвестиций на режим допуска и режим деятельности иностранных инвесторов.

Режим допуска представляет собой совокупность правил, регулирующих порядок допуска иностранного инвестора на национальный рынок, а режим деятельности - совокупность правил, которые регулируют порядок осуществления инвестиционной деятельности и защиты интересов иностранных инвесторов после того, как они получили доступ на местные рынки.

Режим допуска иностранных инвесторов может основываться на тех же правилах, что и допуск национальных инвесторов, либо предусматривать специальные правила входа на рынок для иностранных лиц (например, предусматривать разрешительный порядок вхождения иностранных инвесторов на национальные рынки).

Режим деятельности также либо устанавливает для иностранцев правила, идентичные установленным для местных предпринимателей, либо предусматривает, что для них действуют правила не менее благоприятные, чем для национальных инвесторов. В последнем случае дл


Рубрика: Юридические услуги
Авторы: А.В. Пушкин
Источник: ИГ "Юрист"