(495) 699-17-43
(495) 699-89-66
www.dgbiz.ru





Покупка и продажа бизнеса
Как продать свой бизнес? Полезные советы.

1. Подумайте, представляет ли Ваш бизнес ценность для кого-нибудь кроме Вас и имеет ли он перспективы. Ценность может быть и нефинансовая. Может оказаться, что не имеет смысла тратить время и ресурсы на продажу компании – может ее просто необходимо ликвидировать.

2. Подумайте, нанесет ли ущерб Вашему бизнесу, публичная информация о его продаже. Если нанесет, то необходимо стараться действовать как можно секретней. В противном случае, имеет смысл действовать по максимальному количеству направлений, включая рекламу в специализированных изданиях.

3. Оцените рыночную стоимость своих материальных активов – может оказаться выгоднее продать активы по частям, нежели весь бизнес сразу. Посмотрите на стоимость подобных активов на биржах или магазинах – сделайте попытку купить такие же активы на рынке. Если возможно и сравнительно недорого, привлеките профессионального оценщика. Вы можете искать его координаты в справочной литературе, Интернете, специализированных периодических изданиях, ассоциациях или, спрашивая у коллег и друзей.

4. Постарайтесь узнать, не было ли в последнее время сделок по покупке/продаже похожих бизнесов. Если были, то постарайтесь узнать стоимость сделки. Узнайте, есть ли схожие с Вашей компании, выставленные на продажу, и их цену.

5. Обновите бизнес план компании и подготовьте полный комплект финансовой и юридической информации.

6. Подумайте, как минимизировать налоги от сделки и избежать контактов с криминалом. Не вступайте в контакты с людьми, кажущимися Вам подозрительными.

7. Поговорите с основными поставщиками и потребителями о возможной покупке Вашего бизнеса.

8. Поговорите с несколькими специалистами по оценке и продаже компаний. Узнайте их мнение и цены их услуг по оценке и продаже Вашего бизнеса. Если Вы готовы оплатить их услуги и думаете, что они могут быть полезными, – сравните их квалификацию и цены и выберите одного или несколько, в зависимости от структуры Вашей оплаты их услуг и договоренностей с ними. Специалистами могут быть как частные лица, так и инвестиционные компании. Постарайтесь договориться на оплату их услуг, зависящую от успеха сделки и их участия в ней. Их цены могут существенно различаться между собой – потратив время на выбор, вы можете сэкономить много денег.

9. Оцените возможный интерес со стороны местных и иностранных конкурентов. Говорите с ними в последнюю очередь – знание конкурентами Ваших планов может негативно отразиться на Вашем бизнесе еще до продажи. Может иметь смысл начать переговоры с ними через посредников.

10. Наймите хорошего юриста.

11. Оформите сделку - хорошо изучайте подписываемые документы.

12. Известите всех заинтересованных людей о произошедших изменениях.

13. Предложите новым собственникам, что Вы продолжите управлять бизнесом на определенный срок, чтобы изменения в компании происходили мягче.


Источник: Статья с сайта http://practik.emax.ru/