(495) 699-17-43
(495) 699-89-66
www.dgbiz.ru





Покупка и продажа бизнеса
Предпродажная подготовка

При продаже бизнеса наиболее сложным и ответственным шагом является первоначальное принципиальное решение. Все остальное — дело техники. Но техники также очень и очень непростой.

В вопросе подготовки бизнеса к продаже можно выделить идеологические, технические и организационные моменты. Самым главным является идеологический момент, когда бизнесмен приходит к выводу, что он хочет продать часть своего бизнеса или весь — целиком.

Причины могут быть разными. Например, бизнес продается потому, что его хозяин желает заняться другими делами; с ним, скажем, случился кризис среднего возраста, ему хочется просто сесть и начать рыбачить или выращивать цветы.

ругой вариант — он думает о продаже части своего бизнеса, поскольку это необходимо для развития. Бизнес вырос до такой стадии, что без серьезного партнера уже не может расширяться — для экспансии и борьбы с конкурентами не хватает либо денег, либо связей.

При любом варианте необходимо обратить внимание на несколько организационных моментов. Прежде всего, посмотреть, структурирован он или нет. Недавно мои хорошие друзья пытались продать свой бизнес, может быть, и неплохой, но было совершенно не понятно, в чем заключается его ценность, как участвуют в нем различные юридические лица, и что именно продается. И поэтому сделка не прошла.

Структуризацией бизнеса профессионально занимаются такие ужасные люди, как инвестиционные банкиры и юристы — целая толпа хищников, которая попытается у вас что–то отщипнуть — неведомо, за что. Однако результатом их деятельности является как раз та самая структуризация, приведение бизнеса в соответствие с международными стандартами. И, тем самым, — повышение его ценности. Структурировать бизнес — значит, оформить его нормально в виде некоего юридического лица или концерна, группы. Сделать так, чтоб можно было купить его доли, паи или акции, чтобы у них была понятная инвестору цена, и т. д. Второй момент — бизнес должен быть прозрачным с точки зрения управления и отчетности. Очень распространена ситуация, когда инвестор, желающий купить бизнес, не может понять, как он устроен. Когда в компании директор — не директор, совет директоров — не совет, и вообще, все держится на одном владельце, который числится в штате заместителем директора, а иногда может быть и завскладом. Формально этот бизнес может быть и структурирован, но купить его в таком виде нельзя — он крепится либо харизмой, либо чем–то еще. Пригодный к продаже бизнес должен быть выстроен, как машина, которая едет независимо от того, какой водитель в нее сел.

Если покупателем выступает западная структура, обычно требуется проходить процедуру соответствия — compliance. В западных инвестиционных банках ею занимаются целые отделы, которые допытываются буквально до всего, вплоть до подробных биографий ваших бабушек и дедушек. Им важно понять, кто же фактически является владельцем бизнеса, кто стоит за членами совета директоров и т. д. Кроме этого, их до мельчайших подробностей интересуют вопросы отчетности и управления. Естественно, в бизнесе не должно быть никакого криминалитета — западники от этого бегут, как от кошмара.

Конечно, все эти процедуры имеет смысл проходить, если объемы бизнеса превышают некую планку. Тогда мучения стоят результата: прозрачный бизнес с годовой прибылью в десяток миллионов долларов может оцениваться на рынке до ста миллионов. Если же бизнес закрыт, то за него вряд ли дадут больше двадцати–сорока миллионов. То есть цена раскрытия бизнеса может составлять десятки и сотни миллионов долларов. И тут уже нужно решать, стоит трудиться ради таких денег или нет.

Если речь идет о выходе на фондовый рынок, нужно понимать, что вряд ли есть резон делать это предприятию с объемом годовых продаж меньше пятидесяти миллионов долларов. Скорее всего, акции такого предприятия никогда не будут ликвидными. Компания с годовым оборотом более ста миллионов долларов уже является достаточно ликвидной. Из предприятия с оборотом более пятисот миллионов долларов можно потенциально сделать «голубую фишку» или твердого середняка второго эшелона. Небольшое предприятие, с оборотом менее пятидесяти миллионов долларов, способно заинтересовать фонды прямых инвестиций или частного инвестора (см. колонку «Что нужно инвестору» в № 12 «Бизнес–журнала»).

Период, за который отчетность должна быть у продающегося предприятия в полном порядке, составляет, как минимум, два года. Обычно от принятия решения о продаже до непосредственной сделки проходит около полутора лет. Важным фактором являются макроэкономические условия — никто не может дать гарантию, что завтра не начнется какой–нибудь кризис. Но это, сами понимаете, вопрос творческий.

Технически процедура вывода компании на фондовый рынок осуществляется также при помощи тех самых хищников и акул капитализма — инвестиционных банкиров. Они готовят проспект эмиссии, содержащий подробную и определенным образом организованную информацию о предприятии. Эта работа занимает, как минимум, месяц. Затем подготавливается комплекс технических мероприятий по листингу и выходу на рынок. Очень важный момент связан с андеррайтингом, или подпиской. Если одна компания или инвестиционный банк выкупает всю эмиссию и дальше распоряжается ею по своему усмотрению, эта схема называется ответственным андеррайтингом. Риски ответственного андеррайтера велики, но велик и его доход — 5–10%, а иногда и более, от объема эмиссии. Другой вариант — неответственный андеррайтинг: выкупается лишь часть эмиссии и организуется представление компании перед инвесторами. В этом случае андеррайтер обычно в качестве комиссии за свою работу получает до 5% от объема проданной эмиссии. Но и риски выходящей на фондовый рынок компании тогда выше — эмиссия может не быть распродана полностью.


Рубрика: Финансовые услуги (аудит, бухгалтерский учет и т. п.
Авторы: Евгений Коган