(495) 699-17-43
(495) 699-89-66
www.dgbiz.ru





Инвестиции
«Однорукие бандиты» укрупнятся

«Малым формам» игорного бизнеса придется в скором времени покинуть рынок. К этому, по мнению собеседников RBC daily, их принудит одобренный Госдумой в пятницу в первом чтении законопроект «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари». У проекта сложная судьба: поначалу администрация президента отвергла его как защищающий интересы крупных игроков. Однако, отмечают эксперты, новый вариант получился ничуть не лучше: цена «входного билета» на этот рынок остается высокой. Не исключено, что ко второму чтению она возрастет еще больше, а значит, круг операторов игорного бизнеса еще больше сузится. Разумеется, все это будет происходить под лозунгом защиты россиян от азартных игр.

Судьбу игорного бизнеса депутаты пытаются решить уже не первый год. Причем настроения парламентариев никогда не отличались либерализмом: предлагалось либо вывести все казино и залы игровых автоматов из крупных городов «за сотый километр», либо полностью запретить их деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Все закончилось тем, что народные избранники решили не торопиться со столь радикальными мерами, а для начала попробовать навести порядок в данном бизнесе. Для этого группа депутатов-«единороссов» во главе с Валерием Драгановым еще в конце прошлого года подготовила первый вариант законопроекта. Однако к моменту рассмотрения в первом чтении его концепция успела поменяться дважды. Первоначальный документ устанавливал более либеральные правила игры. Во-первых, заниматься игорным бизнесом мог только тот, кто владеет собственным капиталом не менее 150 млн руб. и банковской гарантией не менее 300 млн руб. Во-вторых, участникам рынка запрещалось вести какой-либо иной бизнес, кроме игорного. В-третьих, устанавливались жесткие требования к помещениям: минимальная площадь игрового зала казино должна была составлять не менее 800 кв. м, а зала игровых автоматов – 80 кв. м (все уличные автоматы оказывались вне закона). При этом требовалось, чтобы в каждом казино было не менее 10 игровых столов, а в зале автоматов – не менее 20 игровых машин. Но главное, законопроект позволял выходить на рынок с игровыми автоматами лишь самым крупным заведениям, владеющим не менее чем 25 залами и по крайней мере 1000 игровыми автоматами.

Новые правила не понравились администрации президента: ее экспертам показалось, что депутаты лоббируют интересы крупного бизнеса вместо того, чтобы защитить от пагубного пристрастия к игре беднейших россиян. В февральском письме за подписью руководителя главного государственно-правового управления АП Ларисы Брычевой отмечалось, что концепция законопроекта «ориентируется на интересы прежде всего организаторов игорного бизнеса (причем исключительно крупного), а не устанавливает реальных государственных гарантий от негативных социальных последствий, связанных с вовлечением социально незащищенных слоев общества в азартные игры и пари». Почти за два месяца депутаты совместно с представителями Старой Площади переписали законопроект. Впрочем, итоговый вариант все равно получился не слишком привлекательным для малых и средних игроков: цена «входного билета» на «рынок азарта» по-прежнему остается очень высокой.

Согласно одобренному Думой документу, юридическое лицо, готовое заниматься организацией азартных игр (индивидуальные предприниматели теряют право заниматься этим бизнесом), должно иметь чистые активы на сумму не ниже 600 млн руб. Однако теперь необязательно иметь в собственности 25 столов и 1000 автоматов – это положение из проекта исчезло. Но даже тем, кто сможет выполнить требования закона, придется для начала получить новую лицензию, так как все ранее выданные будут аннулированы 31 декабря 2008 г. Сколько она будет стоить, пока не известно. Раньше депутаты собирались повысить размер госпошлины за получение лицензии с нынешних 1000 руб. до 30 млн руб. – соответствующая поправка в Налоговый кодекс еще в прошлом году была одобрена на заседании бюджетного комитета Госдумы. Однако не исключено, что цена вопроса будет гораздо выше. «Установление размера госпошлины – предмет второго чтения, – пояснил RBC daily один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Владимир Мединский. – Не исключаю вероятности, что она будет повышена до 100 млн руб. Сам лично внесу такую поправку. Чем жестче правила, тем лучше для общества».

Но главная неожиданность нового закона – это механизм квотирования на «рынке азарта», после введения которого в некоторых городах игровые автоматы и казино могут исчезнуть совсем. Все будет зависеть от желания региональных властей продавать или не продавать квоты. Со своим решением на местах должны определиться до 1 июля 2007 г. (новый порядок будет введен с 1 января 2009 г.). Если регионы согласятся развивать у себя игорный бизнес, то они обязаны подать заявку федеральным властям. Размер квот определяется по следующему принципу: одно разрешение (проще говоря, одно казино или один зал игровых автоматов) на 200 тыс. человек населения. Как отметил г-н Мединский, в Москве с населением 10 млн человек останется не более 50 игровых заведений. Такое распределение квот экспертам кажется странным. «Раздавать квоты логичнее всего было бы не в зависимости от численности населения, а от количества играющих, – заявил RBC daily генеральный директор СП «Фортуна» Дмитрий Слободкин. – Это необъективный критерий, так как он не учитывает миграционные процессы». К тому же эксперты опасаются, что распределение квот станет еще одним источником коррупционных доходов для местных чиновников.

В любом случае, отмечают эксперты, легальный рынок значительно сократится. Как отмечает г-н Слободкин, более 250 тыс. из 360 тыс. игровых автоматов по всей стране будет прикрыто. И хотя новая версия законопроекта по-прежнему нацелена на укрупнение игорного бизнеса, она уже не вызывает нареканий со стороны администрации президента. Одобряет концепцию законопроекта и правительство, не говоря уже о крупных представителях игорного бизнеса. «Это неплохо, что часть мелких игроков уйдет с рынка», – не сомневается генеральный менеджер казино «Космос» Вадим Береславский. В том, что законопроект на руку «сильнейшим», не сомневаются и те, кто явно не устоит на рынке после введения новых правил. «Государство используют как рычаг конкурентной борьбы, – уверен г-н Слободкин. – С помощью закона вытесняют с рынка мелких и средних игроков. Причем все подается под видом того, что это выгодно обществу».

Впрочем, социальный эффект от данного законопроекта весьма сомнителен. Сокращение числа игорных заведений произойдет скорее на бумаге. А в реальности «изгои» игорного бизнеса продолжат свою деятельность, только уже в теневом секторе. «Все мелкие предприятия, не пожелавшие слиться с крупным бизнесом, стопроцентно уйдут в тень, – уверен г-н Береславский. – И уже самостоятельно будет договариваться с местными властями». Естественно, что региональные бюджеты недополучат в этом случае изрядные суммы. «За последние пять лет налоговые поступления в региональные бюджеты от игорного бизнеса увеличились с 1,117 млрд руб. до 25 млрд руб., – отмечает г-н Слободкин. – После того, как часть заведений уйдет с рынка, регионам придется чем-то восполнять образовавшийся дефицит средств». Однако депутатов это не пугает. «Это глупость, что налоговые поступления снизятся, – возражает Владимир Мединский. – Совокупный доход игровой индустрии составляет около 8-10 млрд долл. После укрупнения обороты компаний этого сектора вырастут. Если еще параллельно повысить налоговые ставки, то в сумме можно получить даже увеличение доходов бюджетов».

Депутаты и дальше намерены ужесточать требования закона: повышение налоговых ставок – это малая толика их планов. По словам г-на Мединского, они намерены ко второму чтению повысить требования к участникам рынка при получении квот, расширить минимальные площади игровых залов, увеличить госпошлину за выдачу лицензии. Все эти меры бизнесу кажутся непоследовательными. По мнению участников рынка, государство бросается в крайности: от вседозволенности до чрезмерного «закручивания гаек». Четкое отношение властей к игорному бизнесу до сих пор не сформировано, и в итоге под лозунгами «защиты от порока» ведется лоббирование вполне конкретных участников рынка, отмечают эксперты. «Государство прежде должно определиться с концепцией развития этой отрасли, после чего последовательно принимать конкретные законопроекты», – заключает Дмитрий Слободкин.


Рубрика: Отдых и развлечения
Авторы: Людмила Новикова
Источник: РосБизнесКонсалтинг